Новости

20 января 2023 года в конференц-зале духовно-просветительского центра "Преображенский" г. Глазова прошла встреча с заместителем руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербу

Встреча прошла в#nbsp;формате диалога. В#nbsp;зале собрались не#nbsp;только клирики и#nbsp;прихожане Спасо-Преображенского кафедрального собора, но#nbsp;и#nbsp;все те, кому важна поддержка и#nbsp;помощь на#nbsp;пути спасения.

После совместной молитвы настоятель храма Богоявления Господня#nbsp;с. Парзи Глазовского района иеромонах Авраамий (Каландаров) представил гостя и#nbsp;кратко рассказал об#nbsp;истории их#nbsp;знакомства:

—#nbsp;Дорогие братья и#nbsp;сестры! Я#nbsp;с#nbsp;радостью хочу представить вам нашего дорогого отца Михаила. На#nbsp;самом деле, это настолько уникальный батюшка, с#nbsp;которым мне довелось служить, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии.

Многие интересовались, как мне удалось познакомиться и#nbsp;подружиться с#nbsp;отцом Михаилом. Я#nbsp;рассказал о#nbsp;том, что мы#nbsp;строим такой#nbsp;же храм, как у#nbsp;отца Михаила и#nbsp;он#nbsp;нам помогает.

Мне посчастливилось познакомиться с#nbsp;таким замечательным батюшкой. Он#nbsp;является автором книг, которые с#nbsp;радостью в#nbsp;нашем парзинском храме читают прихожане. Отец Михаил является лауриатом Патриаршей литературной премии, его книга о#nbsp;Божественной литургии в#nbsp;2018 году заняла первое место в#nbsp;России среди не#nbsp;только церковных, но#nbsp;и#nbsp;светских книг, как лучшее иллюстрированное издание.

Также отец Михаил является настоятелем нескольких замечательных храмов. По#nbsp;первой профессии он#nbsp;резчик по#nbsp;камню, то#nbsp;есть художник, как и я. И#nbsp;новый храм, который они сейчас строят, Порт-Артурской иконы Божией Матери#nbsp;— это сплошной ларец резьбы по#nbsp;камню. Царство камня, стекла и#nbsp;света. Настолько уникальный храм, что, я#nbsp;думаю скоро начнут возить туда экскурсии, как раз по#nbsp;пути в#nbsp;Петергоф.

Со#nbsp;своим глубоким познанием Священного Писания отец Михаил занимает должность заместителя руководителя Отдела религиозного образования и#nbsp;катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Я#nbsp;много раз слышал проповеди отца Михаила, и#nbsp;понимал, что мои проповеди далеки от#nbsp;его уровня.

Далее первым задал свой вопрос гостю о#nbsp;проблеме строительстве храма в#nbsp;душе управляющий Глазовской епархией епископ Виктор.

Протоиерей Михаил Браверман поприветствовал зрителей в#nbsp;зале и#nbsp;поделился своими размышлениями по#nbsp;теме встречи:

—#nbsp;Я#nbsp;приходской священник, поэтому ничего нового я#nbsp;вам не#nbsp;скажу. Я#nbsp;первый раз в#nbsp;Удмуртии и#nbsp;кажется, что люди и#nbsp;священники такие#nbsp;же, как в#nbsp;Санкт-Петербурге.

Я#nbsp;хочу поговорить о#nbsp;том, что меня волнует. Меня в#nbsp;последнее время волнует, как жить полной духовной жизнью. Поэтому отец Авраамий и#nbsp;обозначил тему нашей встречи «Теория и#nbsp;практика духовной жизни». Как созидать мир, а#nbsp;не#nbsp;только строить вокруг себя храмы, а, как сказал владыка, строить храм в#nbsp;своей душе.

На#nbsp;самом деле, ничего нового на#nbsp;этом пути не#nbsp;придумать, потому что есть Евангелие#nbsp;— это слово Божие, обращенное ко#nbsp;всякому человеку. Другое дело, как это Слово должно изменить нашу жизнь. Мы#nbsp;можем просто просить Бога, чтобы Он#nbsp;вошёл в#nbsp;нашу жизнь и#nbsp;нас менял. И#nbsp;это будет происходить, может не#nbsp;очень быстро, а#nbsp;может мы#nbsp;столкнёмся на#nbsp;этом пути с#nbsp;вещами, которые вовсе не#nbsp;ожидали. Но#nbsp;это то, что является, действительно, живой духовной жизнью, когда Божия сила действует в#nbsp;нас совсем маленьких обычных людях.

Можно исполнять какие-то внешние правила, потом эти правила могут обратиться в#nbsp;некую привычку, но#nbsp;если нет содержания, то#nbsp;это останется какой-то внешней формой благочестия.

Самое трудное, с#nbsp;чем я#nbsp;сталкиваюсь, и#nbsp;другие люди, это сделать так, чтобы молитва наша была живой. С#nbsp;одной стороны, теоретически, молиться должно быть просто легко, потому что мы#nbsp;знаем, что от#nbsp;этого зависит вся наша жизнь. Наша жизнь зависит от#nbsp;отношений с#nbsp;Богом. А#nbsp;с#nbsp;другой стороны, очень много препятствий, чтобы мы#nbsp;помнили о#nbsp;нашем человеческом призвании.

Есть такая метафора, что день#nbsp;— это маленькая модель жизни. Просыпаемся, вечером засыпаем#nbsp;— умираем, чтобы когда-то пробудиться#nbsp;— воскреснуть. Поэтому каждый день надо учиться.

Каждый день надо напрягаться и#nbsp;заставлять себя быть христианином. Каждый день напоминать себе, что в#nbsp;жизни главное.

Теоретически понятно, что главное в#nbsp;жизни#nbsp;— это Бог, но#nbsp;как сделать так, чтобы жизнь была не#nbsp;обособленной от#nbsp;него, а#nbsp;была ему открытой?

Всё, что без Бога, оно пресное и#nbsp;надоедает. Хочется самого главного. Кажется, что одна ступенька и#nbsp;вот шаг и#nbsp;достигнешь, но, просыпаешься и#nbsp;понимаешь, что мы#nbsp;живем в#nbsp;вечном движении. И#nbsp;в#nbsp;этом движении должно быть постоянство.

Меня, как священника, всегда очень расстраивает и#nbsp;удручает, когда человек жил духовной жизнью правильно, а#nbsp;потом вдруг присытился. Это очень частое явление, к#nbsp;сожалению. Поэтому я#nbsp;знаю и#nbsp;для себя, и#nbsp;для других людей, что важно постоянство.

Это касается времени молитвы. На#nbsp;всякое время надо молиться Богу, само собой разумеется. Авва Евагрий Понтийский#nbsp;— ученик великих каппадокийцев, в#nbsp;своей книге говорит, что тот монах, который встаёт на#nbsp;молитву только тогда, когда читает правило, вовсе не#nbsp;молится. То#nbsp;есть в#nbsp;идеале молитва должна стать нашей жизнью полностью. Пока не#nbsp;получается.

Почему? Самое страшное, наверное, что мешает молитве#nbsp;— это такое бесчувствие, либо привыкание, либо охлаждение, либо удрученность делами внешними и#nbsp;внутренними, что уже не#nbsp;побудить себя на#nbsp;молитву. Поэтому каждый раз надо вспоминать, что Царство Божие усилием берётся. Мы#nbsp;грешные создания и#nbsp;не#nbsp;должны этого стесняться. Поэтому нам тяжело молиться, жить подлинной духовной жизнью.

Мы#nbsp;признаны к#nbsp;свободе во#nbsp;Христе, а#nbsp;свобода предполагает, что мы, действительно, не#nbsp;боимся Бога, как язычники, а#nbsp;стараемся Его любить, как дети. Если Бог наш Небесный Отец, то#nbsp;как человеку стыдно, когда он#nbsp;сталкивается с#nbsp;ленью к#nbsp;молитве.

Если мы#nbsp;боремся с#nbsp;этим, то#nbsp;потихоньку мы#nbsp;преодолеваем нашу постность, бесчувственность и, конечно, каждый раз человек должен ставить перед собой вопросы и#nbsp;отвечать: «Почему и#nbsp;для чего мы#nbsp;молимся?»

В#nbsp;первую очередь, для#nbsp;самого главного, чтобы помнить свое христианское призвание, потому что мы#nbsp;люди, которые должны знать Бога, а#nbsp;молитва это и#nbsp;есть дорога Богопознания, путь к#nbsp;научению любви.

Наверное, надо помнить о#nbsp;том, что очень простые вещи, как добродетель и#nbsp;молитва#nbsp;— это и#nbsp;есть самый простой, но#nbsp;сложный для#nbsp;нас грешных людей, путь к#nbsp;Богу. Не#nbsp;надо для#nbsp;себя придумывать особых подвигов, надо быть малым, но#nbsp;постоянным. Это большая проблема и#nbsp;трудность, потому что человека мотает из#nbsp;одной стороны в#nbsp;другую. Этому способствуют внешние факторы жизни, скоротечность, быстрая смена визуальной картинки, поэтому каждый день всю свою жизнь необходимо искать самого себя. И#nbsp;ища себя, обращаться к#nbsp;Богу.

Мне бывает очень трудно молиться и#nbsp;каждый раз я#nbsp;себя окрыляю каким-то мыслями о#nbsp;молитве. Наше высшее призвание#nbsp;— быть Божьими детьми побеждает все наши немощи.

А#nbsp;практика конкретных молитв#nbsp;— это тоже очень интересная тема, но#nbsp;она для#nbsp;каждого человека своя. Каждый человек проходит своим жизненным путём.

Из#nbsp;большого наследия святых отцов, конечно, необходима Псалтирь, потому что выражает всю глубину и#nbsp;красоту отношения Бога к#nbsp;человеку. Необходимо знание молитвослова, церковных молитв, потому что, церковная молитва является школой молитвы для#nbsp;человека вообще. Необходима молитва личная, то#nbsp;есть то, что мы#nbsp;сами можем сказать Богу или то, о#nbsp;чем мы#nbsp;можем перед Богом помолчать. И#nbsp;действительно, человек существо словесное и#nbsp;нам удобно и#nbsp;легко обращаться к#nbsp;Богу в#nbsp;словесной формулировке с#nbsp;прошением и#nbsp;славословием, но, в#nbsp;первую очередь, молитва#nbsp;— это благоговейное предстояние перед Богом или, как в#nbsp;Библии, хождение перед Богом. То#nbsp;есть, не#nbsp;только словесность в#nbsp;человеке, но#nbsp;все его сердце и#nbsp;разумение, дело все должно быть включено в#nbsp;предстояние Богу.

Владыка поинтересовался у#nbsp;отца Михаила его личным мнением по#nbsp;поводу дискуссии о#nbsp;профессиональном священническом выгорании.

Отец Михаил, высказывая свою точку зрения, по#nbsp;заданной теме, подчеркнул важную особенность служения священника: «Священник всегда должен помнить, что он#nbsp;не#nbsp;такой хороший психолог или советчик, или строитель храмов, а#nbsp;священник#nbsp;— это тот человек, кого Господь избрал быть своим представителем перед людьми. Если священник помнит об#nbsp;этом, то#nbsp;не#nbsp;будет вопросов о#nbsp;выгорании. Кризисные моменты могут быть, потому что мы#nbsp;люди. Священник, в#nbsp;отличие от#nbsp;представителей других профессий, это служение, поэтому он#nbsp;защищён от#nbsp;выгорания. Священник#nbsp;— это провод, по#nbsp;которому течет ток. Выгорание#nbsp;— это когда человек изжил себя в#nbsp;какой-то области деятельности и#nbsp;его уже ничего не#nbsp;вдохновляет, не#nbsp;трогает».

Владыка в#nbsp;дополнение к#nbsp;сказанному отметил, что причиной выгорания может стать утрата веры.

Отец Михаил согласился, что вера это не#nbsp;некая данность раз и#nbsp;навсегда, если не#nbsp;трудиться, то#nbsp;могут возникнуть сложности: «Вера#nbsp;— дар Божий, чтобы вера была живой, необходимо реализовать её#nbsp;в#nbsp;своей жизни. Она должна быть основой».

Из#nbsp;зрительного зала гостю были адресованы вопросы, касающиеся молитвы вслух и#nbsp;про себя, частоты причащения, умножении человеческих скорбей по#nbsp;мере приближения к#nbsp;Богу, практики оглашения перед принятием Крещения людьми, разнообразия молитвенного правила верующих, молитвенного правила перед причастием и#nbsp;совместной молитвы с#nbsp;детьми дома в#nbsp;подростковом возрасте, исповедания одного и#nbsp;того#nbsp;же греха на#nbsp;протяжении многих лет, служения людей на#nbsp;приходе, сквернословия среди детей и#nbsp;взрослых, подвига при участии в#nbsp;крестных ходах.

По#nbsp;окончании беседы владыка вручил гостю на#nbsp;память икону покровителя г.#nbsp;Глазова священноисповедника Виктора (Островидова), а#nbsp;отец Авраамий преподнёс букет цветов.

Протоиерей Михаил Браверман поблагодарил всех за#nbsp;радость и#nbsp;теплоту во#nbsp;время общения.
Материал взят из группы Глазовской епархии Русской Православной Церкви https://vk.com/eparhiaglazov
2023-01-22 16:11 Жизнь прихода