Встреча прошла в формате диалога. В зале собрались не только клирики и прихожане Спасо-Преображенского кафедрального собора, но и все те, кому важна поддержка и помощь на пути спасения.
После совместной молитвы настоятель храма Богоявления Господня с. Парзи Глазовского района иеромонах Авраамий (Каландаров) представил гостя и кратко рассказал об истории их знакомства:
— Дорогие братья и сестры! Я с радостью хочу представить вам нашего дорогого отца Михаила. На самом деле, это настолько уникальный батюшка, с которым мне довелось служить, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии.
Многие интересовались, как мне удалось познакомиться и подружиться с отцом Михаилом. Я рассказал о том, что мы строим такой же храм, как у отца Михаила и он нам помогает.
Мне посчастливилось познакомиться с таким замечательным батюшкой. Он является автором книг, которые с радостью в нашем парзинском храме читают прихожане. Отец Михаил является лауриатом Патриаршей литературной премии, его книга о Божественной литургии в 2018 году заняла первое место в России среди не только церковных, но и светских книг, как лучшее иллюстрированное издание.
Также отец Михаил является настоятелем нескольких замечательных храмов. По первой профессии он резчик по камню, то есть художник, как и я. И новый храм, который они сейчас строят, Порт-Артурской иконы Божией Матери — это сплошной ларец резьбы по камню. Царство камня, стекла и света. Настолько уникальный храм, что, я думаю скоро начнут возить туда экскурсии, как раз по пути в Петергоф.
Со своим глубоким познанием Священного Писания отец Михаил занимает должность заместителя руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Я много раз слышал проповеди отца Михаила, и понимал, что мои проповеди далеки от его уровня.
Далее первым задал свой вопрос гостю о проблеме строительстве храма в душе управляющий Глазовской епархией епископ Виктор.
Протоиерей Михаил Браверман поприветствовал зрителей в зале и поделился своими размышлениями по теме встречи:
— Я приходской священник, поэтому ничего нового я вам не скажу. Я первый раз в Удмуртии и кажется, что люди и священники такие же, как в Санкт-Петербурге.
Я хочу поговорить о том, что меня волнует. Меня в последнее время волнует, как жить полной духовной жизнью. Поэтому отец Авраамий и обозначил тему нашей встречи «Теория и практика духовной жизни». Как созидать мир, а не только строить вокруг себя храмы, а, как сказал владыка, строить храм в своей душе.
На самом деле, ничего нового на этом пути не придумать, потому что есть Евангелие — это слово Божие, обращенное ко всякому человеку. Другое дело, как это Слово должно изменить нашу жизнь. Мы можем просто просить Бога, чтобы Он вошёл в нашу жизнь и нас менял. И это будет происходить, может не очень быстро, а может мы столкнёмся на этом пути с вещами, которые вовсе не ожидали. Но это то, что является, действительно, живой духовной жизнью, когда Божия сила действует в нас совсем маленьких обычных людях.
Можно исполнять какие-то внешние правила, потом эти правила могут обратиться в некую привычку, но если нет содержания, то это останется какой-то внешней формой благочестия.
Самое трудное, с чем я сталкиваюсь, и другие люди, это сделать так, чтобы молитва наша была живой. С одной стороны, теоретически, молиться должно быть просто легко, потому что мы знаем, что от этого зависит вся наша жизнь. Наша жизнь зависит от отношений с Богом. А с другой стороны, очень много препятствий, чтобы мы помнили о нашем человеческом призвании.
Есть такая метафора, что день — это маленькая модель жизни. Просыпаемся, вечером засыпаем — умираем, чтобы когда-то пробудиться — воскреснуть. Поэтому каждый день надо учиться.
Каждый день надо напрягаться и заставлять себя быть христианином. Каждый день напоминать себе, что в жизни главное.
Теоретически понятно, что главное в жизни — это Бог, но как сделать так, чтобы жизнь была не обособленной от него, а была ему открытой?
Всё, что без Бога, оно пресное и надоедает. Хочется самого главного. Кажется, что одна ступенька и вот шаг и достигнешь, но, просыпаешься и понимаешь, что мы живем в вечном движении. И в этом движении должно быть постоянство.
Меня, как священника, всегда очень расстраивает и удручает, когда человек жил духовной жизнью правильно, а потом вдруг присытился. Это очень частое явление, к сожалению. Поэтому я знаю и для себя, и для других людей, что важно постоянство.
Это касается времени молитвы. На всякое время надо молиться Богу, само собой разумеется. Авва Евагрий Понтийский — ученик великих каппадокийцев, в своей книге говорит, что тот монах, который встаёт на молитву только тогда, когда читает правило, вовсе не молится. То есть в идеале молитва должна стать нашей жизнью полностью. Пока не получается.
Почему? Самое страшное, наверное, что мешает молитве — это такое бесчувствие, либо привыкание, либо охлаждение, либо удрученность делами внешними и внутренними, что уже не побудить себя на молитву. Поэтому каждый раз надо вспоминать, что Царство Божие усилием берётся. Мы грешные создания и не должны этого стесняться. Поэтому нам тяжело молиться, жить подлинной духовной жизнью.
Мы признаны к свободе во Христе, а свобода предполагает, что мы, действительно, не боимся Бога, как язычники, а стараемся Его любить, как дети. Если Бог наш Небесный Отец, то как человеку стыдно, когда он сталкивается с ленью к молитве.
Если мы боремся с этим, то потихоньку мы преодолеваем нашу постность, бесчувственность и, конечно, каждый раз человек должен ставить перед собой вопросы и отвечать: «Почему и для чего мы молимся?»
В первую очередь, для самого главного, чтобы помнить свое христианское призвание, потому что мы люди, которые должны знать Бога, а молитва это и есть дорога Богопознания, путь к научению любви.
Наверное, надо помнить о том, что очень простые вещи, как добродетель и молитва — это и есть самый простой, но сложный для нас грешных людей, путь к Богу. Не надо для себя придумывать особых подвигов, надо быть малым, но постоянным. Это большая проблема и трудность, потому что человека мотает из одной стороны в другую. Этому способствуют внешние факторы жизни, скоротечность, быстрая смена визуальной картинки, поэтому каждый день всю свою жизнь необходимо искать самого себя. И ища себя, обращаться к Богу.
Мне бывает очень трудно молиться и каждый раз я себя окрыляю каким-то мыслями о молитве. Наше высшее призвание — быть Божьими детьми побеждает все наши немощи.
А практика конкретных молитв — это тоже очень интересная тема, но она для каждого человека своя. Каждый человек проходит своим жизненным путём.
Из большого наследия святых отцов, конечно, необходима Псалтирь, потому что выражает всю глубину и красоту отношения Бога к человеку. Необходимо знание молитвослова, церковных молитв, потому что, церковная молитва является школой молитвы для человека вообще. Необходима молитва личная, то есть то, что мы сами можем сказать Богу или то, о чем мы можем перед Богом помолчать. И действительно, человек существо словесное и нам удобно и легко обращаться к Богу в словесной формулировке с прошением и славословием, но, в первую очередь, молитва — это благоговейное предстояние перед Богом или, как в Библии, хождение перед Богом. То есть, не только словесность в человеке, но все его сердце и разумение, дело все должно быть включено в предстояние Богу.
Владыка поинтересовался у отца Михаила его личным мнением по поводу дискуссии о профессиональном священническом выгорании.
Отец Михаил, высказывая свою точку зрения, по заданной теме, подчеркнул важную особенность служения священника: «Священник всегда должен помнить, что он не такой хороший психолог или советчик, или строитель храмов, а священник — это тот человек, кого Господь избрал быть своим представителем перед людьми. Если священник помнит об этом, то не будет вопросов о выгорании. Кризисные моменты могут быть, потому что мы люди. Священник, в отличие от представителей других профессий, это служение, поэтому он защищён от выгорания. Священник — это провод, по которому течет ток. Выгорание — это когда человек изжил себя в какой-то области деятельности и его уже ничего не вдохновляет, не трогает».
Владыка в дополнение к сказанному отметил, что причиной выгорания может стать утрата веры.
Отец Михаил согласился, что вера это не некая данность раз и навсегда, если не трудиться, то могут возникнуть сложности: «Вера — дар Божий, чтобы вера была живой, необходимо реализовать её в своей жизни. Она должна быть основой».
Из зрительного зала гостю были адресованы вопросы, касающиеся молитвы вслух и про себя, частоты причащения, умножении человеческих скорбей по мере приближения к Богу, практики оглашения перед принятием Крещения людьми, разнообразия молитвенного правила верующих, молитвенного правила перед причастием и совместной молитвы с детьми дома в подростковом возрасте, исповедания одного и того же греха на протяжении многих лет, служения людей на приходе, сквернословия среди детей и взрослых, подвига при участии в крестных ходах.
По окончании беседы владыка вручил гостю на память икону покровителя г. Глазова священноисповедника Виктора (Островидова), а отец Авраамий преподнёс букет цветов.
Протоиерей Михаил Браверман поблагодарил всех за радость и теплоту во время общения.
Материал взят из группы Глазовской епархии Русской Православной Церкви https://vk.com/eparhiaglazov
После совместной молитвы настоятель храма Богоявления Господня с. Парзи Глазовского района иеромонах Авраамий (Каландаров) представил гостя и кратко рассказал об истории их знакомства:
— Дорогие братья и сестры! Я с радостью хочу представить вам нашего дорогого отца Михаила. На самом деле, это настолько уникальный батюшка, с которым мне довелось служить, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии.
Многие интересовались, как мне удалось познакомиться и подружиться с отцом Михаилом. Я рассказал о том, что мы строим такой же храм, как у отца Михаила и он нам помогает.
Мне посчастливилось познакомиться с таким замечательным батюшкой. Он является автором книг, которые с радостью в нашем парзинском храме читают прихожане. Отец Михаил является лауриатом Патриаршей литературной премии, его книга о Божественной литургии в 2018 году заняла первое место в России среди не только церковных, но и светских книг, как лучшее иллюстрированное издание.
Также отец Михаил является настоятелем нескольких замечательных храмов. По первой профессии он резчик по камню, то есть художник, как и я. И новый храм, который они сейчас строят, Порт-Артурской иконы Божией Матери — это сплошной ларец резьбы по камню. Царство камня, стекла и света. Настолько уникальный храм, что, я думаю скоро начнут возить туда экскурсии, как раз по пути в Петергоф.
Со своим глубоким познанием Священного Писания отец Михаил занимает должность заместителя руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.
Я много раз слышал проповеди отца Михаила, и понимал, что мои проповеди далеки от его уровня.
Далее первым задал свой вопрос гостю о проблеме строительстве храма в душе управляющий Глазовской епархией епископ Виктор.
Протоиерей Михаил Браверман поприветствовал зрителей в зале и поделился своими размышлениями по теме встречи:
— Я приходской священник, поэтому ничего нового я вам не скажу. Я первый раз в Удмуртии и кажется, что люди и священники такие же, как в Санкт-Петербурге.
Я хочу поговорить о том, что меня волнует. Меня в последнее время волнует, как жить полной духовной жизнью. Поэтому отец Авраамий и обозначил тему нашей встречи «Теория и практика духовной жизни». Как созидать мир, а не только строить вокруг себя храмы, а, как сказал владыка, строить храм в своей душе.
На самом деле, ничего нового на этом пути не придумать, потому что есть Евангелие — это слово Божие, обращенное ко всякому человеку. Другое дело, как это Слово должно изменить нашу жизнь. Мы можем просто просить Бога, чтобы Он вошёл в нашу жизнь и нас менял. И это будет происходить, может не очень быстро, а может мы столкнёмся на этом пути с вещами, которые вовсе не ожидали. Но это то, что является, действительно, живой духовной жизнью, когда Божия сила действует в нас совсем маленьких обычных людях.
Можно исполнять какие-то внешние правила, потом эти правила могут обратиться в некую привычку, но если нет содержания, то это останется какой-то внешней формой благочестия.
Самое трудное, с чем я сталкиваюсь, и другие люди, это сделать так, чтобы молитва наша была живой. С одной стороны, теоретически, молиться должно быть просто легко, потому что мы знаем, что от этого зависит вся наша жизнь. Наша жизнь зависит от отношений с Богом. А с другой стороны, очень много препятствий, чтобы мы помнили о нашем человеческом призвании.
Есть такая метафора, что день — это маленькая модель жизни. Просыпаемся, вечером засыпаем — умираем, чтобы когда-то пробудиться — воскреснуть. Поэтому каждый день надо учиться.
Каждый день надо напрягаться и заставлять себя быть христианином. Каждый день напоминать себе, что в жизни главное.
Теоретически понятно, что главное в жизни — это Бог, но как сделать так, чтобы жизнь была не обособленной от него, а была ему открытой?
Всё, что без Бога, оно пресное и надоедает. Хочется самого главного. Кажется, что одна ступенька и вот шаг и достигнешь, но, просыпаешься и понимаешь, что мы живем в вечном движении. И в этом движении должно быть постоянство.
Меня, как священника, всегда очень расстраивает и удручает, когда человек жил духовной жизнью правильно, а потом вдруг присытился. Это очень частое явление, к сожалению. Поэтому я знаю и для себя, и для других людей, что важно постоянство.
Это касается времени молитвы. На всякое время надо молиться Богу, само собой разумеется. Авва Евагрий Понтийский — ученик великих каппадокийцев, в своей книге говорит, что тот монах, который встаёт на молитву только тогда, когда читает правило, вовсе не молится. То есть в идеале молитва должна стать нашей жизнью полностью. Пока не получается.
Почему? Самое страшное, наверное, что мешает молитве — это такое бесчувствие, либо привыкание, либо охлаждение, либо удрученность делами внешними и внутренними, что уже не побудить себя на молитву. Поэтому каждый раз надо вспоминать, что Царство Божие усилием берётся. Мы грешные создания и не должны этого стесняться. Поэтому нам тяжело молиться, жить подлинной духовной жизнью.
Мы признаны к свободе во Христе, а свобода предполагает, что мы, действительно, не боимся Бога, как язычники, а стараемся Его любить, как дети. Если Бог наш Небесный Отец, то как человеку стыдно, когда он сталкивается с ленью к молитве.
Если мы боремся с этим, то потихоньку мы преодолеваем нашу постность, бесчувственность и, конечно, каждый раз человек должен ставить перед собой вопросы и отвечать: «Почему и для чего мы молимся?»
В первую очередь, для самого главного, чтобы помнить свое христианское призвание, потому что мы люди, которые должны знать Бога, а молитва это и есть дорога Богопознания, путь к научению любви.
Наверное, надо помнить о том, что очень простые вещи, как добродетель и молитва — это и есть самый простой, но сложный для нас грешных людей, путь к Богу. Не надо для себя придумывать особых подвигов, надо быть малым, но постоянным. Это большая проблема и трудность, потому что человека мотает из одной стороны в другую. Этому способствуют внешние факторы жизни, скоротечность, быстрая смена визуальной картинки, поэтому каждый день всю свою жизнь необходимо искать самого себя. И ища себя, обращаться к Богу.
Мне бывает очень трудно молиться и каждый раз я себя окрыляю каким-то мыслями о молитве. Наше высшее призвание — быть Божьими детьми побеждает все наши немощи.
А практика конкретных молитв — это тоже очень интересная тема, но она для каждого человека своя. Каждый человек проходит своим жизненным путём.
Из большого наследия святых отцов, конечно, необходима Псалтирь, потому что выражает всю глубину и красоту отношения Бога к человеку. Необходимо знание молитвослова, церковных молитв, потому что, церковная молитва является школой молитвы для человека вообще. Необходима молитва личная, то есть то, что мы сами можем сказать Богу или то, о чем мы можем перед Богом помолчать. И действительно, человек существо словесное и нам удобно и легко обращаться к Богу в словесной формулировке с прошением и славословием, но, в первую очередь, молитва — это благоговейное предстояние перед Богом или, как в Библии, хождение перед Богом. То есть, не только словесность в человеке, но все его сердце и разумение, дело все должно быть включено в предстояние Богу.
Владыка поинтересовался у отца Михаила его личным мнением по поводу дискуссии о профессиональном священническом выгорании.
Отец Михаил, высказывая свою точку зрения, по заданной теме, подчеркнул важную особенность служения священника: «Священник всегда должен помнить, что он не такой хороший психолог или советчик, или строитель храмов, а священник — это тот человек, кого Господь избрал быть своим представителем перед людьми. Если священник помнит об этом, то не будет вопросов о выгорании. Кризисные моменты могут быть, потому что мы люди. Священник, в отличие от представителей других профессий, это служение, поэтому он защищён от выгорания. Священник — это провод, по которому течет ток. Выгорание — это когда человек изжил себя в какой-то области деятельности и его уже ничего не вдохновляет, не трогает».
Владыка в дополнение к сказанному отметил, что причиной выгорания может стать утрата веры.
Отец Михаил согласился, что вера это не некая данность раз и навсегда, если не трудиться, то могут возникнуть сложности: «Вера — дар Божий, чтобы вера была живой, необходимо реализовать её в своей жизни. Она должна быть основой».
Из зрительного зала гостю были адресованы вопросы, касающиеся молитвы вслух и про себя, частоты причащения, умножении человеческих скорбей по мере приближения к Богу, практики оглашения перед принятием Крещения людьми, разнообразия молитвенного правила верующих, молитвенного правила перед причастием и совместной молитвы с детьми дома в подростковом возрасте, исповедания одного и того же греха на протяжении многих лет, служения людей на приходе, сквернословия среди детей и взрослых, подвига при участии в крестных ходах.
По окончании беседы владыка вручил гостю на память икону покровителя г. Глазова священноисповедника Виктора (Островидова), а отец Авраамий преподнёс букет цветов.
Протоиерей Михаил Браверман поблагодарил всех за радость и теплоту во время общения.
Материал взят из группы Глазовской епархии Русской Православной Церкви https://vk.com/eparhiaglazov